С траектории наших маршрутов оторопеет Броун
Мы злые.
Но воспитанные.
- мантра дня на факультете
____
Вот вообще, сначала я хотела задать вопрос (прости меня, Квадрик) о том, с кем из героев "Дома" я у вас ассоциируюсь.
Однако сегодняшний Гегель увел меня в другую сторону.
Я внезапно поняла, что меня раздражает в специфическом "ролевом" взгяде на книгу (фильм, компьютерную игру - в общем, любой "канон").
В любом почти произведении есть главные герои - от лица которых ведется повествование, глазами которых читатель смотрит на мир. Читатель так или иначе отождествляет себя с этим героем уже в силу того, что взгляд читателя - это взгляд рассказчика
И есть все остальные герои, которых мы видим так, как видит их главный герой.
А что делает ролевик? Он выбирает себе персонажа.
Если это главный герой, вопросов нет.
Но вот если он выбирает героев второстепенных - тут для меня проблема.
Логика такая: в книге описан субъективный взгляд мальчика В, но на ту же ситуацию можно посмотреть и с другой стороны, да и вообще - объективно, при этом рассуждая исключительно "по канону".
Так вот, если стоять на позициях буквоедства, не только никакой объективности не может быть (ибо ее в принципе нет), но и другой субъективности - тоже. Этим, в общем-то, книга и отличается от действительности.
У второстепенных персонажей нет никакой своей точки зрения, а если и кажется, что есть - то это герою так кажется. Все их поступки даны нам через призму восприятия главного героя.
И если мы чувствуем себя умнее героя, это ничего не меняет: так или иначе, мы анализируем то, что увидел он.
Второстепенные герои написаны как второстепенные, а значит, они по определению не так сложно устроены, как главные. В общем-то, и в жизни так. Для "полной характеристики" малозакомых людей нам достаточно одной фразы типа "девочка, которая играет на флейте". Конечно, у нее там есть богатый внутренний мир, и все такое, но мы как-то о нем не задумываемся.
Всякие рассуждения с позиции второстепенного героя - это уже "неканон", фантазия на тему. Я не хочу сказать, что это плохо. Напротив, иногда это гораздо интереснее, чем то, что придумал автор.
Но вот почему-то меня фрустрирует превращение субъективного взгляда одного героя в субъективный взгляд другого. Или, еще хуже, в объективный. Ведь на самом-то деле самого дела нет!
Смотреть с другой стороны - это прекрасно, но надо понимать, что это не автор так написал, а ты сам придумал. И это здорово же)
И да, в частности за это я и люблю Фрая. У него изначально дано, что весь мир и все его обитатели придуманы героем и потому все они есть он, все - продукт его сознания. И все персонажи на самом деле - Макс.
...И все-таки с кем?))
Но воспитанные.
- мантра дня на факультете
____
Вот вообще, сначала я хотела задать вопрос (прости меня, Квадрик) о том, с кем из героев "Дома" я у вас ассоциируюсь.
Однако сегодняшний Гегель увел меня в другую сторону.
Я внезапно поняла, что меня раздражает в специфическом "ролевом" взгяде на книгу (фильм, компьютерную игру - в общем, любой "канон").
В любом почти произведении есть главные герои - от лица которых ведется повествование, глазами которых читатель смотрит на мир. Читатель так или иначе отождествляет себя с этим героем уже в силу того, что взгляд читателя - это взгляд рассказчика
И есть все остальные герои, которых мы видим так, как видит их главный герой.
А что делает ролевик? Он выбирает себе персонажа.
Если это главный герой, вопросов нет.
Но вот если он выбирает героев второстепенных - тут для меня проблема.
Логика такая: в книге описан субъективный взгляд мальчика В, но на ту же ситуацию можно посмотреть и с другой стороны, да и вообще - объективно, при этом рассуждая исключительно "по канону".
Так вот, если стоять на позициях буквоедства, не только никакой объективности не может быть (ибо ее в принципе нет), но и другой субъективности - тоже. Этим, в общем-то, книга и отличается от действительности.
У второстепенных персонажей нет никакой своей точки зрения, а если и кажется, что есть - то это герою так кажется. Все их поступки даны нам через призму восприятия главного героя.
И если мы чувствуем себя умнее героя, это ничего не меняет: так или иначе, мы анализируем то, что увидел он.
Второстепенные герои написаны как второстепенные, а значит, они по определению не так сложно устроены, как главные. В общем-то, и в жизни так. Для "полной характеристики" малозакомых людей нам достаточно одной фразы типа "девочка, которая играет на флейте". Конечно, у нее там есть богатый внутренний мир, и все такое, но мы как-то о нем не задумываемся.
Всякие рассуждения с позиции второстепенного героя - это уже "неканон", фантазия на тему. Я не хочу сказать, что это плохо. Напротив, иногда это гораздо интереснее, чем то, что придумал автор.
Но вот почему-то меня фрустрирует превращение субъективного взгляда одного героя в субъективный взгляд другого. Или, еще хуже, в объективный. Ведь на самом-то деле самого дела нет!
Смотреть с другой стороны - это прекрасно, но надо понимать, что это не автор так написал, а ты сам придумал. И это здорово же)
И да, в частности за это я и люблю Фрая. У него изначально дано, что весь мир и все его обитатели придуманы героем и потому все они есть он, все - продукт его сознания. И все персонажи на самом деле - Макс.
...И все-таки с кем?))
И, например, короля и королеву в "Трех мушкетерах" мы видим глазами Д'Артаньяна?
И чьими глазами мы смотрим, когда читаем, допустим, "Бильярд в половине десятого" Белля?
Или "Сто лет одиночества" Маркеса?
Очень много случаев "блуждающей" ээ точки зрения. "Дом", кстати, яркий пример. Или "Город и псы" Льосы. Очень много случаев, когда автор пишет "из снаружи", отстраняясь и отстраняя читателя. Когда главного героя видим равно со стороны. И вот еще драматургия.
Да, я этого в посте не написала, зря. Съелось куда-то
Про "Дом" - ну так да, и героев больше. Я же не говорю, что он один. Но те, от лица которых не ведется повествование, все равно воспринимаются иначе же. То, что мы видим много точек зрения (субъективных по определению), не дает нам объективной картины все равно.
тут не гегель, я тут кантне верю в принципиальную возможность объективной позиции.И вот в такое равно, которое прямо тождественно, для художественной литературы тоже не верю. Это манифесты тогда надо писать и философские трактаты, а не.
Я равно поставила не в том смысле, что прямо тождественно. А что автор говорит только через героя, а не от себя.
А что автор говорит только через героя, а не от себя.
гм.
А про ее адептов я вообще молчу.
Слушай, я криво формулирую уже.
Ничего, я тоже не прямо.
Вот только почему я так думаю, я объясню как-нибудь в другой раз)
У тебя есть версии насчет персонажа?) Интересно же!
Если у меня сразу не щелкает, то вдумываться вглубь бесполезно.
Потому что он весьма и весьма странен.
Потому что ролевая игра и книга/фильм - принципиально разные произведения искусства, о чем не раз уже говорилось. И вообще, все это уже многократно проговоривалось, поэтому меня несколько удивляет постановка вопроса.
Потому что ролевая игра по какому-либо канону тем и ценна, что подбирает линии второстепенных персонажей и превращает каждого из них в главного героя своей истории. Не больно-то интересно играть массовку, хотя бывает и такое, конечно. Но феномен сложности и многоплановости ролевой игры как раз в том и состоит, что это очень много историй разных главных героев, вне зависимости от того, кто был главным героем в книге. Это - придание тексту объема мира.
И вот тут - про Фрая. Я не согласен, что у него все персонажи выдуманы Максом и им и являются. Он, как мастер ролевой игры, создает мир. (Или не он, а Джуффин, или Гленке, но это гребанный постмодернизм, поэтому не будем.) Но люди, которых придумали там в качестве персонажей, обладают способностью сочинять сами - такими их и придумали, заметь. И они начинают собственным воображением переделывать мир под себя, и начинают с того, что сами придумывают себя заново. И текстуальность этого мира заключена не в том, что там есть четкая граница между главными и второстепенными героями, нет. Суть в том, что там просто есть возможность каждому вписать свою историю в эту схему, где он (кем бы он ни был) главный герой, а другие (Тайные Сыщики, например) - второстепенные персонажи; где есть сюжетная линия, и мир подчиняется законам сюжета и развивает его неслучайными случайностями, которые бывают только в книгах. Но все это, опять же, субъективный вгляд любого персонажа - своеобразная магия игры, то есть закономерности, которые осознаются таковыми только потому, что их таковыми сочли.
Фанфики, ролевые игры и т. д. существуют в ситуации, когда не только автор умер, но и рукопись сгорела. Осталась только интерпретация читателя. Фактически даже не читателя. Это как в средние века, когда пересказ истории был тождественен созданию нового произведения по старой фабуле.